Защитная Экипировка

ЗАЩИТНАЯ ЭКИПИРОВКА

Мотоциклист может считать себя экипированным, если на нем надеты шлем, защитная куртка и брюки (или комбинезон), мотоботы и защитные перчатки. Существуют также и дополнительные элементы: защита спины, локтей и коленей. Мотоэкипировку можно разделить по двум критериям — по используемым материалам и предназначению.

Наиболее важный элемент защиты — шлем. Шлемы различаются конструкцией, которая, в свою очередь, определяется особенностями езды на том или ином классе мотоциклов. Различаются закрытые шлемы,шлемы с подъемным забралом (Flip-Up или модуляры), кроссовые и открытые шлемы.

Закрытые шлемы (они же шлемы-интегралы) предназначены для езды на спортивных и дорожных мотоциклах. Для них характерна самая высокая степень защиты как от ударов при падениях, так и от встречного ветра и дождя. У интегралов защитная подбородочная дуга выполнена заодно с оболочкой шлема, имеется защитное стекло. Платой за высокую степень защиты выступает немалая масса, а также не всегда эффективная вентиляция, приводящая к запотеванию стекла в ненастную погоду. Интегралы оснащаются двухпоточной (в области лба и подбородка) либо трехпоточной (с дополнительной вытяжкой на затылке) системой вентиляции с регулировкой интенсивности воздушного потока. В этом классе по оптимальному сочетанию цены/качества выделяются такие модели, как Lazer Fiber Pro и Shoei XR1000.

Шлемы-модуляры внешне очень похожи на закрытые шлемы, но отличаются тем, что подбородочная дуга (забрало) вместе со стеклом поднимается вверх. Это удобно, поскольку позволяет разговаривать или курить, не снимая шлема, хотя и несколько снижает защитные свойства оболочки по сравнению с монолитной конструкцией интеграла. Практичность таких шлемов оценят мототуристы, которые ездят, подолгу не снимая шлема, а также люди, носящие очки — для дужек во внутренней оболочке модуляров есть специальные ниши. Главный недостаток модуляров — самая большая масса среди всех видов шлемов.

Кроссовые шлемы, как следует из их названия, используются гонщиками в мотокроссе и эндуро.

Этому типу присущи развитая защитная подбородочная дуга и козырек, защищающий лицо от летящей из-под колес грязи. Монолитная конструкция оболочки шлема обеспечивает высокую степень защиты, сравнимую с таковой у интегралов.

А вот защитное стекло на них не предусмотрено — на кроссовый мотошлем надевают специальные очки, плотно прилегающие к шлему. Система вентиляции на кроссовых шлемах обычно однопоточная. Доступные модели — IXS HX-164 и Lazer MX6.

Открытые шлемы обладают самой слабой степенью защиты, поэтому предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах. Открытые шлемы нередко оборудованы защитным стеклом (экраном), предохраняющим лицо от ветра, дождя и летящих насекомых. Этот тип мотошлемов обладает целым рядом достоинств — малой массой, удобством надевания и несомненной дешевизной. Выбор обширен — от бюджетных моделей IXS HX 117 и Lazer De Ville до топовых Shoei J-Gear и Shoei J-Wing.

Помимо шлема, к защитной экипировке относится комбинезон либо раздельные куртка и брюки. Кожа, традиционный материал для изготовления мотоодежды, широко применяется и сегодня, так как она чрезвычайно стойка к истиранию. Из нее изготавливают преимущественно спортивно-шоссейную экипировку, поскольку именно при падениях на асфальт чаще всего получаются травмы и ожоги от скольжения по дорожному покрытию. Однако кожаная экипировка не идеальна: ее слабая вентиляция в жаркую погоду не обеспечивает комфорт. Производители прибегают к различным приемам — перфорации кожи, размещению специальных вентиляционных отверстий и прочему.

Кожаные комбинезоны бывают полные (цельнокройные) и раздельные. Цельнокройные комбинезоны обеспечивают максимальную защиту, однако неудобны для повседневной городской езды, поэтому их используют чаще всего в спортивных состязаниях. Примерами цельнокройного гоночного комбинезона можно назвать Alpinestars Racing Replica и Alpinestars MX1 Race. У раздельных комбинезонов куртка не пришита к брюкам, а пристегивается молнией. В результате прочность в районе пояса несколько снижается, однако практичность такой конструкции гораздо выше. Среди таких моделей неплохо зарекомендовали себя Alpinestars TX-1 2PC и IXS Firebird.

Все комбинезоны снабжены защитными вставками из вспененного материала (как правило — съемными) на локтях, плечах и коленях, а некоторые модели еще и снабжены дополнительной защитой спины и груди. Большинство кожаных комбинезонов и отдельных брюк снабжаются коленными слайдерами, обеспечивающими безопасный контакт колена с асфальтом в виражах.

Можно приобрести куртку и брюки по отдельности; в этом случае следует точнее подобрать экипировку по фигуре, совместив разные размеры куртки и брюк, в то время как комбинезон сшит по одному размеру. Из мотоциклетных кожаных курток можно порекомендовать Alpinestars S-MX Air-Flo, которая, помимо традиционной защиты, снабжена еще и так называемым «горбом» на спине, улучшающим аэродинамику пилота. Среди кожаных мотоциклетных брюк заслуживает внимания модель Alpinestars Track.

Текстильная экипировка также состоит из куртки и брюк и бывает двух основных видов — туристская, рассчитанная на долгую езду в разных погодных условиях, и легкая летняя, предназначенная преимущественно для каждодневного использования в городских условиях.

Туристская куртка имеет большую длину, а также съемную теплую подкладку. Большинство туристских моделей снабжаются влагонепроницаемой мембраной, чаще всего из материала Gore-Tex, который обладает уникальными свойствами — его многочисленные отверстия сложной формы по диаметру гораздо меньше капли воды, но в то же время гораздо больше, чем молекула воды, поэтому мембраны не пропускают влагу внутрь, зато эффективно отводят пары и тепло изнутри, не позволяя телу потеть. Таким образом, основная задача, которую успешно выполняет туристская экипировка — обеспечение мотоциклисту максимального комфорта во время дальней поездки в различных погодных условиях. В классе туристской экипировки по всей Европе лидируют такие производители, как Rukka и Stadler.

Легкая же текстильная экипировка является в каком-то смысле антиподом туристской и призвана обеспечивать достаточный уровень безопасности во время жаркой погоды при кратковременных городских поездках. Она наделена такими свойствами, как легкость, максимальное количество вентиляционных каналов и максимальная практичность при каждодневном использовании. Удачна модель куртки и брюк Alpinestars Air-Flo, которые составляют полный костюм и обеспечивают прекрасный комфорт именно в жаркую погоду. Устойчивым спросом пользуются куртки IXS Genexy.

Мотоботы выпускаются под определенный класс мотоциклов и разделяются на спортивные, туристские, чопперные и кроссовые. В основном их материал — прочная воловья кожа с добавлением высокопрочных пластмасс.

Спортивные мотоботы характеризуются максимальной степенью травмобезопасности, имеют мощные элементы защиты пальцев ног, пятки, лодыжки, а также жесткую фиксацию голени внутри бота при помощи нескольких застежек. Спортивные мотоботы легко узнать по съемному слайдеру с внешней стороны стопы. Для облегчения надевания и снятия спортивные мотоботы, как правило, снабжаются внутренней мягкой вставкой. Среди спортивных моделей можно отметить Alpinestars S-MX R, обладающие максимально степенью защиты, а также Alpinestars Supertech и Alpinestars S-MX 3 Gore-Tex, снабженные влагоотталкивающей мембраной. Туристские мотоботы обеспечивают несколько меньший уровень защиты, чем спортивные, однако они более комфортны, особенно в дальних поездках. Этот тип обуви также снабжен защитными вставками, оберегающими пальцы ног, пятку и лодыжку. Большинство туристских мотобот снабжено водонепроницаемой мембраной (Gore-Tex, Vertex, Drystar и др.), которая обеспечивает комфорт и удобство в поездках, защищает ноги от влаги и эффективно отводит излишнее тепло, не позволяя коже потеть. Застежка на туристских мотоботах, как правило, мягкая, «на липучке», что облегчает их надевание и снятие. Из туристских моделей пользуются спросом мотоботы Alpinestars Ridge WP, Alpinestars Roam Waterproof и Alpinestars Jet Gore-Tex.

Чопперные мотоботы выделяют высокий каблук, заостренный или рубленый мысок, а также всевозможные украшающие элементы в виде фигурных блестящих застежек или металлических вставок. Основная их роль — декоративная, но это не означает, что эти мотоботы не выполняют защитных функций. Они снабжены специальными вставками на мыске и пятке, а толстая, прочная кожа, из которой они пошиты, обеспечивает достойную защиту голени. овые мотоботы по уровню безопасности близки к спортивным, но отличаются от них формой и расположением защитных элементов, что обусловлено иной техникой управления внедорожными мотоциклами. Кроссовые мотоботы, как и спортивные, снабжены защитными вставками на мыске, пятке, лодыжке и всей поверхности голени, при этом они выше шоссейных мотобот. Вот только слайдер на них заменен металлическими набойками на мыске.

Кроссовые мотоботы так же, как и шоссейные, снабжены жесткими застежками, надежно фиксирующими ногу, и вставным сапожком. Среди кроссовой обуви выделяются такие модели, как Alpinestars Tech 8, Alpinestars Tech 6 и Acerbis Profile ll. Выпускают также мотоботы для езды на мотоциклах-эндуро, их отличие от кроссовых — несколько большая степень свободы ноги и отсутствие металлических набоек на мыске. Это модели Alpinestars Tech 4S, Alpinestars Мотоботы Tech 10, Alpinestars Vector и Acerbis Sphere III.

Мотоциклетные перчатки тоже бывают различных типов — в зависимости от типа мототехники. Для их изготовления используют прежде всего кожу, а также эластичные текстильные материалы. Подразделяются перчатки на несколько типов. Спортивные (или гоночные) перчатки обеспечивают самую высокую степень защиты. Они пошиты из особо прочной кожи и снабжаются максимальным количеством дополнительных защитных накладок и вставок. Среди спортивных перчаток можно выделить Alpinestars GP Tech и GP Pro, а также GP Plus.

Шоссейные перчатки в целом похожи на спортивные, отличаясь от них меньшей площадью защитных вставок и более коротким «раструбом», что несколько снижает степень безопасности, зато делает их более практичными в повседневном использовании. Шьются эти перчатки из высокопрочной кожи. Выбор таких перчаток тоже весьма велик — особо заслуживают внимания Alpinestars SMX-3 и Alpinestars Alloy.

Туристские мотоперчатки, в отличие от шоссейных, как правило, пошиты из текстильных материалов и зачастую снабжены водоотталкивающей мембраной. Такие перчатки обеспечивают максимальный комфорт для рук в дальних поездках и в различных погодных условиях. Степень защиты у них перчаток ниже, чем у шоссейных и спортивных. Примером может служить модель Alpinestars SR-3 Drystar. В последнее время производители стали снабжать спортивные и шоссейные модели перчаток водоотталкивающей мембраной, отчасти превратив их в туристские. Среди подобных перчаток хотелось бы выделить Alpinestars Tech Road Gore-Tex и Alpinestars Jet Road Gore-Tex.

Кроссовые перчатки изготавливаются из эластичного текстиля и имеют самую малую длину, фактически не защищая запястье. Тем не менее, это тип перчаток обеспечивает достаточную защиту пальцев и кистей рук. В классе кроссовых хорошо зарекомендовали себя такие модели, как Alpinestars Tech Star, Acerbis Profile и IMPACT, вся модельная линейка перчаток UFO, а также кроссовые перчатки КТМ. В подкласс можно выделить перчатки для езды на супермото — они пошиты из тех же материалов, что и кроссовые, но с мощной накладкой в основании пальцев. Это KTM Supermoto, Acerbis Supermotard и Acerbis Carbon Glove, а также Alpinestars S-MX 2 Air Carbon. Многие мотоциклисты пользуются для повседневной езды именно кроссовыми перчатками из-за их практичности, а также потому, что в жаркую погоду руки в таких перчатках не потеют.

Основное правило подбора любой мотоэкипировки — она должна ТОЧНО соответствовать габаритам водителя, и в ней должно быть удобно и комфортно. И еще, мотоэкипировка — это не то, на чем следует экономить…

спецвыпуск За рулем (с)