Защитная Экипировка
ЗАЩИТНАЯ ЭКИПИРОВКА
Мотоциклист может считать себя экипированным, если на нем надеты шлем,
защитная куртка и брюки (или комбинезон), мотоботы и защитные перчатки.
Существуют также и дополнительные элементы: защита спины, локтей и
коленей. Мотоэкипировку можно разделить по двум критериям — по
используемым материалам и предназначению.
Наиболее важный элемент защиты — шлем. Шлемы различаются конструкцией,
которая, в свою очередь, определяется особенностями езды на том или
ином классе мотоциклов. Различаются закрытые шлемы,шлемы с подъемным
забралом (Flip-Up или модуляры), кроссовые и открытые шлемы.
Закрытые шлемы (они же шлемы-интегралы) предназначены для езды на
спортивных и дорожных мотоциклах. Для них характерна самая высокая
степень защиты как от ударов при падениях, так и от встречного ветра и
дождя. У интегралов защитная подбородочная дуга выполнена заодно с
оболочкой шлема, имеется защитное стекло. Платой за высокую степень
защиты выступает немалая масса, а также не всегда эффективная
вентиляция, приводящая к запотеванию стекла в ненастную погоду.
Интегралы оснащаются двухпоточной (в области лба и подбородка) либо
трехпоточной (с дополнительной вытяжкой на затылке) системой вентиляции
с регулировкой интенсивности воздушного потока. В этом классе по
оптимальному сочетанию цены/качества выделяются такие модели, как Lazer
Fiber Pro и Shoei XR1000.
Шлемы-модуляры внешне очень похожи на закрытые шлемы, но отличаются
тем, что подбородочная дуга (забрало) вместе со стеклом поднимается
вверх. Это удобно, поскольку позволяет разговаривать или курить, не
снимая шлема, хотя и несколько снижает защитные свойства оболочки по
сравнению с монолитной конструкцией интеграла. Практичность таких
шлемов оценят мототуристы, которые ездят, подолгу не снимая шлема, а
также люди, носящие очки — для дужек во внутренней оболочке модуляров
есть специальные ниши. Главный недостаток модуляров — самая большая
масса среди всех видов шлемов.
Кроссовые шлемы, как следует из их названия, используются гонщиками в мотокроссе и эндуро.
Этому типу присущи развитая защитная подбородочная дуга и козырек,
защищающий лицо от летящей из-под колес грязи. Монолитная конструкция
оболочки шлема обеспечивает высокую степень защиты, сравнимую с таковой
у интегралов.
А вот защитное стекло на них не предусмотрено — на кроссовый мотошлем
надевают специальные очки, плотно прилегающие к шлему. Система
вентиляции на кроссовых шлемах обычно однопоточная. Доступные модели —
IXS HX-164 и Lazer MX6.
Открытые шлемы обладают самой слабой степенью защиты, поэтому
предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах
небольшой кубатуры, чопперах. Открытые шлемы нередко оборудованы
защитным стеклом (экраном), предохраняющим лицо от ветра, дождя и
летящих насекомых. Этот тип мотошлемов обладает целым рядом достоинств
— малой массой, удобством надевания и несомненной дешевизной. Выбор
обширен — от бюджетных моделей IXS HX 117 и Lazer De Ville до топовых
Shoei J-Gear и Shoei J-Wing.
Помимо шлема, к защитной экипировке относится комбинезон либо
раздельные куртка и брюки. Кожа, традиционный материал для изготовления
мотоодежды, широко применяется и сегодня, так как она чрезвычайно
стойка к истиранию. Из нее изготавливают преимущественно
спортивно-шоссейную экипировку, поскольку именно при падениях на
асфальт чаще всего получаются травмы и ожоги от скольжения по дорожному
покрытию. Однако кожаная экипировка не идеальна: ее слабая вентиляция в
жаркую погоду не обеспечивает комфорт. Производители прибегают к
различным приемам — перфорации кожи, размещению специальных
вентиляционных отверстий и прочему.
Кожаные комбинезоны бывают полные (цельнокройные) и раздельные.
Цельнокройные комбинезоны обеспечивают максимальную защиту, однако
неудобны для повседневной городской езды, поэтому их используют чаще
всего в спортивных состязаниях. Примерами цельнокройного гоночного
комбинезона можно назвать Alpinestars Racing Replica и Alpinestars MX1
Race. У раздельных комбинезонов куртка не пришита к брюкам, а
пристегивается молнией. В результате прочность в районе пояса несколько
снижается, однако практичность такой конструкции гораздо выше. Среди
таких моделей неплохо зарекомендовали себя Alpinestars TX-1 2PC и IXS
Firebird.
Все комбинезоны снабжены защитными вставками из вспененного материала
(как правило — съемными) на локтях, плечах и коленях, а некоторые
модели еще и снабжены дополнительной защитой спины и груди. Большинство
кожаных комбинезонов и отдельных брюк снабжаются коленными слайдерами,
обеспечивающими безопасный контакт колена с асфальтом в виражах.
Можно приобрести куртку и брюки по отдельности; в этом случае следует
точнее подобрать экипировку по фигуре, совместив разные размеры куртки
и брюк, в то время как комбинезон сшит по одному размеру. Из
мотоциклетных кожаных курток можно порекомендовать Alpinestars S-MX
Air-Flo, которая, помимо традиционной защиты, снабжена еще и так
называемым «горбом» на спине, улучшающим аэродинамику пилота. Среди
кожаных мотоциклетных брюк заслуживает внимания модель Alpinestars
Track.
Текстильная экипировка также состоит из куртки и брюк и бывает двух
основных видов — туристская, рассчитанная на долгую езду в разных
погодных условиях, и легкая летняя, предназначенная преимущественно для
каждодневного использования в городских условиях.
Туристская куртка имеет большую длину, а также съемную теплую
подкладку. Большинство туристских моделей снабжаются влагонепроницаемой
мембраной, чаще всего из материала Gore-Tex, который обладает
уникальными свойствами — его многочисленные отверстия сложной формы по
диаметру гораздо меньше капли воды, но в то же время гораздо больше,
чем молекула воды, поэтому мембраны не пропускают влагу внутрь, зато
эффективно отводят пары и тепло изнутри, не позволяя телу потеть. Таким
образом, основная задача, которую успешно выполняет туристская
экипировка — обеспечение мотоциклисту максимального комфорта во время
дальней поездки в различных погодных условиях. В классе туристской
экипировки по всей Европе лидируют такие производители, как Rukka и
Stadler.
Легкая же текстильная экипировка является в каком-то смысле антиподом
туристской и призвана обеспечивать достаточный уровень безопасности во
время жаркой погоды при кратковременных городских поездках. Она
наделена такими свойствами, как легкость, максимальное количество
вентиляционных каналов и максимальная практичность при каждодневном
использовании. Удачна модель куртки и брюк Alpinestars Air-Flo, которые
составляют полный костюм и обеспечивают прекрасный комфорт именно в
жаркую погоду. Устойчивым спросом пользуются куртки IXS Genexy.
Мотоботы выпускаются под определенный класс мотоциклов и разделяются на
спортивные, туристские, чопперные и кроссовые. В основном их материал —
прочная воловья кожа с добавлением высокопрочных пластмасс.
Спортивные мотоботы характеризуются максимальной степенью
травмобезопасности, имеют мощные элементы защиты пальцев ног, пятки,
лодыжки, а также жесткую фиксацию голени внутри бота при помощи
нескольких застежек. Спортивные мотоботы легко узнать по съемному
слайдеру с внешней стороны стопы. Для облегчения надевания и снятия
спортивные мотоботы, как правило, снабжаются внутренней мягкой
вставкой. Среди спортивных моделей можно отметить Alpinestars S-MX R,
обладающие максимально степенью защиты, а также Alpinestars Supertech и
Alpinestars S-MX 3 Gore-Tex, снабженные влагоотталкивающей мембраной.
Туристские мотоботы обеспечивают несколько меньший уровень защиты, чем
спортивные, однако они более комфортны, особенно в дальних поездках.
Этот тип обуви также снабжен защитными вставками, оберегающими пальцы
ног, пятку и лодыжку. Большинство туристских мотобот снабжено
водонепроницаемой мембраной (Gore-Tex, Vertex, Drystar и др.), которая
обеспечивает комфорт и удобство в поездках, защищает ноги от влаги и
эффективно отводит излишнее тепло, не позволяя коже потеть. Застежка на
туристских мотоботах, как правило, мягкая, «на липучке», что облегчает
их надевание и снятие. Из туристских моделей пользуются спросом
мотоботы Alpinestars Ridge WP, Alpinestars Roam Waterproof и
Alpinestars Jet Gore-Tex.
Чопперные мотоботы выделяют высокий каблук, заостренный или рубленый
мысок, а также всевозможные украшающие элементы в виде фигурных
блестящих застежек или металлических вставок. Основная их роль —
декоративная, но это не означает, что эти мотоботы не выполняют
защитных функций. Они снабжены специальными вставками на мыске и пятке,
а толстая, прочная кожа, из которой они пошиты, обеспечивает достойную
защиту голени. овые мотоботы по уровню безопасности близки к
спортивным, но отличаются от них формой и расположением защитных
элементов, что обусловлено иной техникой управления внедорожными
мотоциклами. Кроссовые мотоботы, как и спортивные, снабжены защитными
вставками на мыске, пятке, лодыжке и всей поверхности голени, при этом
они выше шоссейных мотобот. Вот только слайдер на них заменен
металлическими набойками на мыске.
Кроссовые мотоботы так же, как и шоссейные, снабжены жесткими
застежками, надежно фиксирующими ногу, и вставным сапожком. Среди
кроссовой обуви выделяются такие модели, как Alpinestars Tech 8,
Alpinestars Tech 6 и Acerbis Profile ll. Выпускают также мотоботы для
езды на мотоциклах-эндуро, их отличие от кроссовых — несколько большая
степень свободы ноги и отсутствие металлических набоек на мыске. Это
модели Alpinestars Tech 4S, Alpinestars Мотоботы Tech 10, Alpinestars
Vector и Acerbis Sphere III.
Мотоциклетные перчатки тоже бывают различных типов — в зависимости от
типа мототехники. Для их изготовления используют прежде всего кожу, а
также эластичные текстильные материалы. Подразделяются перчатки на
несколько типов. Спортивные (или гоночные) перчатки обеспечивают самую
высокую степень защиты. Они пошиты из особо прочной кожи и снабжаются
максимальным количеством дополнительных защитных накладок и вставок.
Среди спортивных перчаток можно выделить Alpinestars GP Tech и GP Pro,
а также GP Plus.
Шоссейные перчатки в целом похожи на спортивные, отличаясь от них
меньшей площадью защитных вставок и более коротким «раструбом», что
несколько снижает степень безопасности, зато делает их более
практичными в повседневном использовании. Шьются эти перчатки из
высокопрочной кожи. Выбор таких перчаток тоже весьма велик — особо
заслуживают внимания Alpinestars SMX-3 и Alpinestars Alloy.
Туристские мотоперчатки, в отличие от шоссейных, как правило, пошиты из
текстильных материалов и зачастую снабжены водоотталкивающей мембраной.
Такие перчатки обеспечивают максимальный комфорт для рук в дальних
поездках и в различных погодных условиях. Степень защиты у них перчаток
ниже, чем у шоссейных и спортивных. Примером может служить модель
Alpinestars SR-3 Drystar. В последнее время производители стали
снабжать спортивные и шоссейные модели перчаток водоотталкивающей
мембраной, отчасти превратив их в туристские. Среди подобных перчаток
хотелось бы выделить Alpinestars Tech Road Gore-Tex и Alpinestars Jet
Road Gore-Tex.
Кроссовые перчатки изготавливаются из эластичного текстиля и имеют
самую малую длину, фактически не защищая запястье. Тем не менее, это
тип перчаток обеспечивает достаточную защиту пальцев и кистей рук. В
классе кроссовых хорошо зарекомендовали себя такие модели, как
Alpinestars Tech Star, Acerbis Profile и IMPACT, вся модельная линейка
перчаток UFO, а также кроссовые перчатки КТМ. В подкласс можно выделить
перчатки для езды на супермото — они пошиты из тех же материалов, что и
кроссовые, но с мощной накладкой в основании пальцев. Это KTM
Supermoto, Acerbis Supermotard и Acerbis Carbon Glove, а также
Alpinestars S-MX 2 Air Carbon. Многие мотоциклисты пользуются для
повседневной езды именно кроссовыми перчатками из-за их практичности, а
также потому, что в жаркую погоду руки в таких перчатках не потеют.
Основное правило подбора любой мотоэкипировки — она должна ТОЧНО
соответствовать габаритам водителя, и в ней должно быть удобно и
комфортно. И еще, мотоэкипировка — это не то, на чем следует экономить…
спецвыпуск За рулем (с)
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram